Узнайте все о падежах

Поговорим о падежах

Интересные факты

  • Понятия о падежах, их названия и термин «падеж» разработал и изложил в своих трудах древнегреческий философ Аристотель. Он жил еще в 384-322гг. до нашей эры! Слово «падеж» учёный взял у греков (ptosis), что в переводе означало «падение». Его использовали игроки в кости.
  • В древнерусском языке был 7-й падеж, он назывался «звательный»
  • Ученый М.В. Ломоносов разработал систему падежей в 1775 году, которой мы пользуемся до сих пор.
  • Количество падежей в разных языках разное. В Эстонии — 14 падежей, в Венгрии — 22, а в Дагестане — 58!

Понятие

Падежи — это формы одного и того же слова, которые выражают связь между словами в словосочетании и предложении.

Чтобы получилось связное и понятное высказывание, нужно поставить слова в правильную падежную форму.

                 ✓    Например, если в предложении » Олег читал много книг о животных.» поставить все существительные в начальную форму (Олег читал много книги животные.), то получится бессмыслица.

Изменение слов по падежам называется склонением.

НУЖНО ЗНАТЬ! Склоняются не все части речи! По падежам изменяются имена существительные, местоимения, прилагательные, числительные и причастия.

Падежные вопросы

Для удобства мы свели падежные вопросы для разных частей речи в таблицу.

Вопросы падежей у частей речи

* — в русском языке есть одушевленные (Кто?) и неодушевленные (Что?) существительные. Как видите, к ним ставятся разные падежные вопросы.

** — падежные вопросы прилагательных и причастий зависят от их рода и числа. А в винительном падеже к одушевленным предметам ставятся вопросы, которые в таблице стоят в скобках.

                 ✓    Я вижу (какого?) красивого человека. СРАВНИТЕ с неодушевленным предметом: Я вижу (какой?) красивый дом.

Познакомимся с каждым

Именительный

Стишок про именительный

Мы пользуемся существительными и местоимениями в именительном падеже, когда обращаемся к кому-либо, или называем предметы. Такие слова отвечают на вопросы КТО? ЧТО? Вопросы других частей речи Вы всегда можете посмотреть в таблице (см. выше).

НУЖНО ЗНАТЬ.  Самые важные отличия именительного падежа от всех остальных:

  1. существительные и местоимения в И. п. не используются с предлогами;
  2. в предложении выступают в роли главных членов.

                 ✓    Вечером (кто?) я выучил уроки. Маленькая (что?) деревенька затерялась в лесу. — В роли подлежащего.

                 ✓    Россия — (что?) Родина моя! Краткость — (кто?) сестра таланта. — В роли сказуемого (и подлежащего).

ЭТО ИНТЕРЕСНО.  Именительный падеж ввел Мелетий Смотрицкий — автор одной из первых русских грамматик, живший в XVI веке. Ученый назвал его «правый», то есть правильная форма слова.  Само слово он заимствовал у греков: «orte» означает «правый».

Филолог, живший в XVI веке, Максим Грек называл этот падеж прямым. Все остальные падежи называются косвенными.

Родительный

Стих про родительный

Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы КОГО? ЧЕГО?

Для человека всегда было важно обозначить принадлежность к своему роду. Именно родительный падеж помогает в этом. Раньше он так и назывался — ро́дный.

                 ✓    Дочь своего (кого?) отца, предки (кого?) Тамерлана, внук (кого?) Ивана Грозного.

  • В родительном падеже слова могут использоваться с предлогами С, ДО, У, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, ОКОЛО, ВОКРУГ, КРОМЕ и т.д.

                 ✓    С ветки, до моря, у села, без денег, для удобства, около реки, кроме продуктов.

  • Могут быть без предлогов.

                 ✓    Из-за грохота (чего?) волн мы не слышали (кого?) капитана.

В предложении существительные в форме родительного падежа выступают второстепенными членами предложения.

Когда мы ставим слова в форму родительного падежа.

  • Когда говорим о том, чего нет.

                 ✓    Нет (чего?) времени, нет (кого?) учителя.

  • Можно сообщить кому принадлежит что-либо. В этом случае вопрос Р. п. можно заменить на ЧЕЙ? или КАКОЙ?

                 ✓    Портфель (кого? = чей?) ученика, кабинет (кого? = чей?) директора, ножка (чего? = чья?) стула.

                 ✓    Урок (чего? = какой?) географии, факультет (чего? = какой?) филологии, музей (чего? = какой?) истории.

  • Указать на множественное количество.

                 ✓    Десять (кого?) негритят, два (чего?) стула, восемь ложек, двадцать дней.

  • Рассказать о месте с помощью предлогов У, ИЗ, ОТ, С (СО), МИМО, ОКОЛО, ВОКРУГ, СЛЕВА ОТ. Здесь вопросы Р. п. = ГДЕ?

                 ✓    (У чего? = где?) у реки, (у кого? = где?) у бабушки, (около чего? = где?) около села, (вокруг чего? = где?) вокруг сада, слева от театра, от Москвы, мимо площади, напротив вокзала.

  • Пояснить причину, назначение и назвать материал изделия.

                 ✓    (Из чего?) из вежливости я промолчал. (От чего?) от злости он покраснел. (Из-за чего?) из-за дождя мы остались дома. Капли от насморка. Шкаф для одежды. Мука из кукурузы. Дом из кирпича.

Дательный

Стих про Дательный

Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы КОМУ? ЧЕМУ?

  • Они могут использоваться с предлогами К, ПО, БЛАГОДАРЯ, ПОДОБНО, СОГЛАСНО, СУДЯ ПО и т. д.

                 ✓    Подойти к дому, по велению сердца, благодаря силе, судя по состоянию.

  • Могут быть без предлогов.

                 ✓    (Кому?)Ученику было не известно поведение диких животных. (Кому?) Ваське снилась рыба и он облизывался во сне. Согласно правилам, подобно змее, судя по результатам.

Когда применяется форма Д. п.

  • С помощью слов в дательном падеже можно указать время.

                 ✓    По понедельникам я хожу на тренировку. По вечерам мы играем в настольные игры. К выходным нужно закончить ремонт. К январю мы все успеем.

  • Указать на место.

                 ✓    К дому подъехала машина. По дороге бежал лось.

  • Сказать о возрасте.

                 ✓    Егору пять лет. Этому замку уже сотни лет.

  • Когда говорят о состоянии кого-либо.

                 ✓    Андрею стало грустно. Котенку страшно. Мне хорошо, когда ты рядом.

  • Употребляются с глаголами.

                 ✓    Объяснить сыну, доложить командиру, сочувствовать другу, принести бабушке, показать контролеру.

  • Уточнить направление специальности человека.

                 ✓    Учитель по математике, сотрудник по работе со СМИ, специалист по машинам, менеджер по продажам.

Винительный

Про винительный

Существительные в форме винительного падежа отвечают на вопросы КОГО? ЧТО?

  • Он употребляется с предлогами В, НА, ЗА, ПРО, ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ и т. д.

                 ✓    Перейти (через что?) через дорогу, зайти (за что?) за ограждение, залезть (на что?) на дерево.

  • Без предлогов.

                 ✓    Люблю (что?) мороженое, пишу (что?) письмо, слышу (кого?) друга, успокаиваю (кого?) брата.

Когда применяется форма В. п.

  • С помощью винительного падежа можно указать время.

                 ✓    Я подготовил отчет за месяц. Мы отдыхали целую неделю. Школьникам дали задание на выходные дни. Концерт начнется в два часа.

  • Можно указать место. Тогда вопросы В. п. можно заменить на КУДА?

                 ✓    Дорога вела в лес. Студенты пришли на лекцию. Мышь шмыгнула в норку. Кот залез под диван. Мальчик спрятался за шкаф.

ЭТО ВАЖНО! Существительные в винительном падеже употребляются только в сочетаниях с глаголом и его формами: причастием и деепричастием.

Творительный

Про творительный

Слова в форме творительного падежа отвечают на вопросы КЕМ? ЧЕМ?

Предлоги, которые участвуют в оформлении этого падежа — С, ЗА, ПОД, НАД, МЕЖДУ, ПЕРЕД, РЯДОМ С и т. д.

Когда мы ставим слова в форму творительного падежа.

  • Хотим рассказать о профессии человека или охарактеризовать кого или что-либо. В данном случае к существительному добавляются глаголы быть, работать, стать, являться.

                 ✓    Я мечтаю стать (кем?) великим ученым.

                 ✓    Михаил Сергеевич является (кем?) представителем крупной компании.

                 ✓    Они были (кем?) нашими героями.

                 ✓    Молодогвардейцы были (какими?) совсем юными.

  • Говорим о занятиях, интересах, увлечениях.

                 ✓    Я заинтересовался (чем?) историей о динозаврах.

                 ✓    Даша занимается (чем?) китайским языком и народными танцами.

                 ✓    Мы гордимся (чем?) нашей страной.

  • Характеризуем свое отношение к чему-либо. Вопрос Т. п. синонимичен вопросу КАК?

                 ✓    Капитан (с чем? = как?) с улыбкой посмотрел на матроса.

                 ✓    Мы (с чем? = как?) с гордостью говорим о нашей стране.

                 ✓    Он (с чем? = как?) со злостью и ненавистью выкрикнул эти слова.

  • Можно описать человека, животных или любые предметы.

                 ✓    Дед (с чем?) с клюкой, девочка (с чем?) с длинными косичками, лев с густой гривой, борщ со сметаной, компот со сливами, замок с круглыми башнями.

  • В некоторых языках похожий падеж называется «инструментальный» или «орудийный». В русском языке он тоже часто применяется, когда речь идет об инструменте или предмете, которым что-либо делают или творят.

                 ✓    Русую (чем?) карандашом, режу (чем?) ножом, гребу (чем?) веслом.

  • С помощью предлогов можно указать определенное место. В этом случае вопрос творительного падежа будет равен вопросу ГДЕ?

                 ✓    Спрятался (под чем? = где?) под столом.

                 ✓    Проскочить (между чем? = где?) между машинами.

                 ✓    Черная туча повисла (над чем? = где?) над горой.

  • Указать время, когда происходит действие. В данном случае вопрос Т. п. Равен вопросу КОГДА?

                 ✓    Покушать (перед чем? = когда?) перед работой.

                 ✓    Почитать сказку (перед чем? = когда) перед сном.

                 ✓    (За чем? = когда?) за обедом все молчали.

  • Когда что-то происходит часто и долго.

                 ✓    Дождь мог идти месяцами. Веками эти горы разрушались.

                 ✓    Ночами он читал книги. Временами было очень туго.

  • Если говорится о цели нашего действия, то со словами используется предлог ЗА.

                 ✓    Я вернулся (за чем?) за ключами. Мама послала меня (за чем?) за хлебом. Зашел (за кем?) за другом.

Предложный

О предложном стих

Существительные в форме предложного падежа отвечают на вопросы О КОМ? О ЧЕМ?

В их оформлении участвуют предлоги В, ВО, О, ОБ, НА, ПРИ.

ЭТО ВАЖНО!  Во всех остальных косвенных падежах слова могут употребляться как с предлогами, так и без них. Но для формы предложного падежа обязательно нужен предлог.

Как используется П. п.

  • Когда нужно указать на место.

                 ✓    Спрятан (в чем?) в шкафу,  лежит (на чем?) на столе, филиал (при чем?) при банке, ехать в трамвае.

  • Указывает объект.

                 ✓    Наука (о чем?) о растениях, думать (о ком?) о сестре, говорить о работе, рассказ о природе.

Как определить

Для определения падежа нужно:

  1. найти слово, к которому относится существительное, прилагательное и т. д.;
  2. поставить вопрос от этого слова к исследуемому слову.  В случае с существительными использовать слова-помощники.

Определить падежи легко

Дополнительные материалы 

Ознакомьтесь с дополнительными материалами и посмотрите какие окончания имеют части речи при изменении по падежам.

  1. Существительные.
  2. Прилагательные.
  3. Числительные.
  4. Причастия.
  5. Местоимения. 

Тест 

Пройдите тест по данной теме и убедитесь, что хорошо ее усвоили. А если у Вас остались вопросы, можете оставить их в комментариях и наш эксперт даст подробный ответ.

Тест

кнопка теста про значение слов

Оцените статью.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: