Словообразование и формообразование

 

В связи с постоянным развитием производства, техники, науки, искусства, самого́ общества, возникает потребность в новых словах. Базой для новых слов являются уже имеющиеся слова. Они изучаются в разделе языкознания, который называется словообразование. Существует, так же, такое понятие, как формообразование. Их часто путают, не понимая их различий. Итак, разберем все по порядку.

Содержание

Словообразование

Словообразование — это образование новых слов на основе однокоренных слов или словосочетаний. Такие слова имеют общий корень с базовым словом, но отличаются оттенками лексического значения.

Морфологический способ

Морфологический способ — это когда новые слова образуются от уже имеющихся (базовых) слов с помощью морфем.

Чаще всего для образования новых слов используются словообразовательные морфемы:

  1. Суффиксы.
  2. Приставки.
  3. Постфиксы.
  4. Интерфиксы.

Аффиксальный

Для приставок, суффиксов, постфиксов, флексий существует общий термин — аффиксы. А такой способ словообразования называется морфологическим или аффиксальным.

ПРИМЕЧАНИЕ. Флексии (окончания) не принимают участие в словообразовании, они служат для формообразования.

К аффиксальным способам словообразования относятся:

Префиксальный

Когда к базовому слову добавляется приставка и получается новое слово.

           ✓   Лететь — перелететь, ходить — приходить, страдать — сострадать, ходить — заходить.

Суффиксальный

К базовому слову добавляется суффикс.

           ✓   Летать — летчик, наводить — наводчик, удар — ударник, строгать — строга/ль/щик, двигал — двига/тель.

Префиксально-суффиксальный

К базовому слову добавляется и приставка и суффикс.

           ✓   Под березой — подберезов/ик, на рукаве — нарукавник, при школе — пришкольный.

Нулевая суффиксация или бессуффиксный способ

Когда новое слово отличается от базового отсутствием суффикса или приставки.

           ✓   Приходить — приход, шагать — шаг, запирать — запор, гладить — гладь, послать — посол, взирать — взор, синий — синь, рваный — рвань, дрянной — дрянь.

В этих примерах одни существительные образованы от глаголов, так как они обозначают действие, называемые глаголами, а другие — от прилагательных. И, обратите внимание, не имеют аффиксов, как например в парах:

           ✓   Прыгать — прыжок, писать — писа/тель, светить — свечение, водить — вождение, чистить — чистота. и т. д.

Такое значащее отсутствие суффикса называют нулевым суффиксом.

Постфиксальный

Это способ образования новых слов путем добавления постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся к базовому слову.

           ✓   Когда + то = когда-то, что + либо = что-либо, где + нибудь = где-нибудь, бороть — бороться, видеть — видеться.

Префиксально-постфиксальный

К базовому слову добавляется приставка и постфикс.

           ✓   Стоять — устояться, смотреть — присмотреться, пить — обпиться.

Суффиксально-постфиксальный

Присоединение к производящей основе суффикса и постфикса.

           ✓   Род — роди/ть/ся, кривой — криви/ть/ся, перемолоть — перемалываться. (-ть- — глагольные окончания).

Сложение основ

Интерфикс — это часть слова, предназначенная для связи морфем.

  1. Без помощи соединительной гласной (интерфикса): ковер-самолет, меч-кладенец, муха-цокотуха.
  2. С помощью интерфикса: лес + степь = лесостепь, кислый + сладкий = кисло-сладкий, желтый + голубой = желто-голубой, вода + возить = водовоз, птица + есть = птицеед.

Сложение двух основ, интерфикса и суффикса

           ✓   Первый + открывать + -тель = первооткрыватель, металл + прокатать + -чик = металлопрокатчик, знамя + носить + суффикс -ец = знаменосец.

Сложение основ  и нулевая суффиксация.

           ✓   Лед + ходить = ледоход_, вода + пить = водопой_, камни + падать = камнепад_.

Безаффиксальный

Наиболее распространены бесаффиксные способы словообразования, которые используются для образования сложных слов.

Сложение сокращенных основ — аббревиация

Этим способом создаются только имена существительные. Новое слово образуется из различных начальных частей слов из словосочетаний.

Такое производное слово может состоять:

  1. из начальных частей двух или нескольких слов (коллективное хозяйство — колхоз, командир дивизии — комдив);
  2. из начальной части первого слова и целого второго слова (заработная плата — зарплата, детский сад — детсад);
  3. из названий начальных букв (Московский государственный университет — МГУ — произносится: эмгеу, Иркутский художественный музей — ИХМ — произносится: ихаем);
  4. из начальных звуков каждого слова (Министерство иностранных дел — МИД, запись актов гражданского состояния — загс).

Слова, образованные этим способом называются аббревиатурами.

ПРИМЕЧАНИЕ. Аббревиатуры, в свою очередь, могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник, детсад — детсадовец.

Изменение места ударения, как вспомогательный способ.

           ✓   Бего́м — бе́гом, круго́м — кру́гом, верхо́м — ве́рхом, замо́к — за́мок.

Лексико-синтаксический способ словообразования

Этим способом также образуются сложные слова от словосочетаний, но в отличии от способа сложения, где новые слова образуются от полнозначных слов или их частей, в лексико-синтаксическом способе:

  1. включаются служебные слова,
  2. сохраняется порядок слов из словосочетания,
  3. не изменяются  их падежи.

           ✓   С ума сшедший — сумасшедший, тот час — тотчас.

Очень часто используется слияние наречий с суффиксами -о- или -е- (ближе, быстро, мало, глубоко, ниже и т. д.) и прилагательного или причастия.

           ✓   Мало известный — малоизвестный, густо населенный — густонаселенный, глубоко уважаемый — глубокоуважаемый, ниже подписавшиеся — нижеподписавшиеся, мало вероятный — маловероятный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Этим способом образовались слова, которые потеряли свои признаки, как части речи и приобрели признаки других частей речи, то есть, перешли из одной части речи в другую.

В таблице приведены примеры перехода одних частей речи в другие, по ней можно сориентироваться какие могут быть переходы.

Замена

Чтобы определить к какой части речи относится слово, его нужно рассматривать в контексте. Разберем примеры:

           ✓   Я сфотографировал (что?) капельку, красиво блестевшую на кончике сосульки (существительное). /  мы поиграем еще (сколько?) капельку (определительное наречие меры).

           ✓   Эта ( кто?) тысяча приняла удар врага на себя (существительное). /  Книга стоит (сколько?) тысячу рублей (числительное).

           ✓   (что?) Город Грозный находится в Чеченской Республике (существительное). / (какой?) Грозный противник был рядом (прилагательное).

           ✓   В (в каких?) некоторых статьях есть интересная информация (прилагательное). / (кто?) некоторые пришли просто посмотреть (местоимение).

           ✓   В (в каком?) этом доме пахло пирогами (прилагательное). / Мы выросли в заботе и ласке и (в чем?) в этом наше счастье (местоимение).

           ✓   (кто?) Ведущий назвал победителя (существительное). / Машинист, (что делающий?) ведущий поезд, нажал на рычаг (причастие).

Лексико-семантический способ словообразования

Образование новых слов в результате изменения значения уже существующих слов. Эти слова называются омонимами, они имеют одинаковое звучание и написание, но являются абсолютно разными по смыслу.

Примеры омонимов

Как правильно делать словообразовательный разбор

Для того, чтобы узнать каким способом образовалось разбираемое слово, самое важное — нужно понять, от какого слова оно образовано с учетом лексического значения. И только благодаря этому можно правильно разделить слово на морфемы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. К примеру, слово приход образовалось от глагола приходить с помощью нулевого суффикса. А приставка при- уже была в базовом глаголе, в отличие от слова пригород (от город + приставка при-). Еще примеры: слово колхозник образовалось от уже образованного сложносокращенного слова колхоз с помощью суффикса -ник.

Как правило, в русском языке слова образовываются от основ однокоренных слов, а не от форм слова.

           ✓   Так слово рыбак имеет основу рыб + суффикс -ак, а не рыба + суффикс -к. Слово учитель — от основы учи + суффикс -тель, а не от инфинитива учить.

ПРИМЕЧАНИЕ. За один словообразовательный шаг прибавляется одна морфема, не считая смешанных способов (префиксально-суффиксального, префиксально-постфиксального, и суффиксально-постфиксального).

Из всего вышесказанного можно составить алгоритм словообразовательного разбора.

  1. Ставим слово в начальную форму.
  2. Определяем ближайшее однокоренное слово, от которого образовано разбираемое слово, с учетом лексического значения.
  3. Выделяем основу каждого слова.
  4. Определяем какая морфема добавилась в разбираемом слове.
  5. Исходя из п. 4 называем способ словообразования.

Формообразование

Слова, которые отличаются только грамматическими значениями, являются формами одного и того же слова. В любой грамматической форме такие слова сохраняют свое лексическое значение.

Существуют различные грамматические формы для разных частей речи.

  1. Существительных — это формы числа и падежа.
  2. Прилагательных — это формы рода, числа, падежа, степеней сравнения.
  3. Глаголов — это формы наклонения, времени, лица, вида, залога.
  4. Числительных — формы рода и падежа.
  5. Наречий — степени сравнения.

Способы формообразования

Простые

К простым способам относятся формообразования с помощью формообразующих морфем. К ним относятся:

  • Все окончания.
  • Некоторые суффиксы.
  • Определенные приставки.
  • Некоторые постфиксы.

Итак, разберем все подробно.

При помощи мены окончаний (флексий)

           ✓   Дом (нулевое окончание), дома, дому; красный, красному, красного; иду, идешь, идут.

С помощью формообразующих суффиксов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В таблице приведены суффиксы, образующие причастия и деепричастия, так как они являются формами глаголов.

Перечень суффиксов

ПРИМЕЧАНИЕ. Формообразующие суффиксы повелительного наклонения не входит в основу глагола.

Меной формообразующих суффиксов.

           ✓   Бросить — бросать, видеть — видать, месить — мешать.

С помощью суффиксов субъективной оценки

Эти суффиксы образуют формы слов, отличающиеся от базовых слов только эмоционально-экспрессивной окраской.

Перечень субъективных суффиксов

При помощи формообразующих приставок

  • Для образования форм совершенного вида глаголов.

           ✓   Писать — написать, видеть — увидеть, делать — сделать.

  • приставка наи-, участвует (совместно с суффиксами) в образовании форм сравнительной степени прилагательных и наречий.

           ✓   Наилучший, наименьший, наивысший, наикрасивейший, наиболее, наименее.

С использованием постфиксов

  • Для образования 2-го лица множественного числа повелительного наклонения глаголов постфикс -те.

           ✓   Ходите, возьмите, думайте, вяжите, дружите.

  • С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы.

           ✓   Видеться, водиться, нестись, грестись.

Дополнительные способы

Изменением места ударения

           ✓   Стена́ — сте́ну, — винительный падеж; но́ги, го́ловы — множественное число именительный падеж, ноги́, головы́ — единственное число родительный падеж; насыпа́ть — несовершенный вид, насы́пать — совершенный вид.

Чередование звуков

Как дополнительное средство при формообразовании используют чередование звуков (совместно с другими способами).

           ✓   Бегу — бежать, друг — друзья, печь — пеку.

Сложные (аналитические) способы

Когда к самостоятельным словам добавляются служебные.

           ✓   Двор — во дворе (предложный падеж), написал — написал бы (сослагательное наклонение), копать — буду копать (будущее сложное).

НУЖНО ЗНАТЬ. Иногда формами одного слова выступают разные слова. К ним относятся: я — меня, мы — нас, человек — люди, плохо — хуже, хорошо — лучше, раз — один и т. д.

Различия словообразования и формообразования

Возьмем пример с именем существительным.
ПРИМЕЧАНИЕ. При формообразовании прилагательных, наречий, глаголов, наречий формы одного слова могут отличаться еще приставками, суффиксами, постфиксами.
чем отличается слово- от формообразования.

Видеоурок

Пройдите тест по данной теме и убедитесь, что хорошо ее усвоили. А если у Вас остались вопросы, можете оставить их в комментариях и наш эксперт даст ответ.

Тест по теме

Спасибо, что проголосовали!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: