Как различить падежи

в чем разница межу родительным и винительным падежами.

В чем трудность

Рассмотрим таблицу с вопросами падежей, а заодно, повторим их.Вопросы падежей.

Из таблицы видно, что некоторые вопросы у разных падежей совпадают.

Именительный — ЧТО? и винительный — ЧТО? (мы уже рассказали, как их различить).  

Есть так же трудности с дательным и предложным.

Родительный — КОГО? и винительный — КОГО?. Сейчас будем разбираться с этими падежами.

ЭТО ВАЖНО!  Правильно определить эти падежи можно только в словосочетании или предложении, применив простые приемы.

Как определить

Мы знаем, что для определения любого падежа есть два основных шага:

  1. найти в предложении слово, от которого зависит существительное, прилагательное и т. д.;
  2. поставить вопрос от этого (главного) слова к исследуемому (зависимому). В случае с существительными использовать слова-помощники.

Определить падежи легко

А теперь рассмотрим примеры.

                     Мы организовали встречу (кого?) → выпускников. Наш учитель помнил (кого?) → выпускников.

                     Матросы внимательно слушали приказы (кого?) → капитана. Все пришли на пристань провожать (кого?) → капитана.

Мы видим, что все исследуемые слова отвечают на вопрос «кого?». А это вопрос и родительного и винительного падежа. И слова-помощники в этом случае не помогут:

нет выпускников, нет капитана; виню выпускников, виню капитана.

Значит использовать два основных шага для их определения недостаточно. Как же не допустить ошибку?

Сразу спешим Вас обрадовать. Такие ситуации происходят только в двух случаях:

  1. с одушевленными существительными мужского рода 2-го склонения;

  2. и с одушевленными существительными во множественном числе.

Для каждого случая есть свой интересный прием. Вернемся к нашим примерам.

Вариант первый

                     Матросы внимательно слушали приказы (кого?) → капитана.

                     Все пришли на пристань провожать (кого?) → капитана.

Существительное «капитан» мужского рода 2-го склонения.

В этом случае нужно заменить это слово на любое другое, но только женского рода 1-го склонения.

                     Матросы внимательно слушали приказы (кого?) → девочки.

                     Все пришли на пристань провожать (кого?) → девочку.

Видите разницу? Вот теперь можно воспользоваться словами-помощниками:

                     нет → девочки — родительный падеж;

                     виню → девочку — винительный падеж.

ВЫВОД: в первом предложении слово «капитана» стоит в родительном падеже, а во втором — в винительном!

Вариант второй

                     Мы организовали встречу (кого?) → выпускников.

                     Наш учитель помнил (кого?) → выпускников.

Существительное «выпускники» стоит во множественном числе.

В этом случае нужно подставить вместо исследуемого слова любое неодушевленное существительное во множественном числе. Может получиться немного смешно, но результат гарантирован!

                     Мы организовали встречу (чего?) → рек.

                     Наш учитель помнил (что?) → реки.

Подставляем слова-помощники:

                     нет → рек — родительный падеж:

                     виню → реки — винительный падеж.

ВЫВОД: в первом предложении слово «выпускников» имеет форму родительного падежа, а во втором — винительного!

НУЖНО ЗНАТЬ. Если исследуемое слово имеет при себе предлог, то можно ориентироваться на него.

Предлоги родительного падежа: С, ОТ, ДО, У, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, ОКОЛО, ВОКРУГ, КРОМЕ и т.д.

Предлоги винительного падежа: В, НА, ЗА, ПРО, ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ, НЕСМОТРЯ НА и т. д.

                     Мы организовали встречу (для кого?) → для выпускников (родительный падеж).

                     Наш учитель помнил (про кого?) → про выпускников (винительный падеж).

Потренируемся?

Определите падеж выделенных слов.

                     Я нашел в овраге сумку почтальона. По дороге в деревню я обогнал почтальона.

                     Жир кита применяли в качестве топлива для обогрева. Кита поймали далеко в море.

                     Княжна не обнаружила сундука у себя в покоях. Возле сундука стояла большая скамья.

                     За станками не было работников. Бригадир нашел работников в столовой.

                     Детей построили и повели в класс. Во дворе было много детей.

                     Солдат отправляли на фронт прямо с парада. В лагерь привезли боеприпасы для солдат.

Дополнительные материалы

  • Различия родительного и винительного падежей для наглядности мы свели в таблицу.

Признаки родительного и винительного падежей

Видеоурок

Если у Вас остались вопросы, можете оставить их в комментариях под статьей и наш эксперт даст подробный ответ.

Оцените статью.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: