Определяем падеж правильно

различаем падежи

В чем сложность

Каждый падеж в русском языке имеет свои вопросы, их нужно выучить. Чтобы определить падежную форму слова, нужно поставить к нему вопрос.

Вопросы падежей.

Чтобы было понятнее, в чем состоит сложность определения именительного и винительного падежа у существительного, сразу приведем примеры.

Обратите внимание на слова красками и краскам. Их падеж можно определить, даже если они не стоят в предложении или словосочетании.

                     (Чем?) → красками → творительный;

                     (чему?) → краскам → дательный.

А теперь сравните:  (что?) → краски. Это вопрос и именительного и винительного падежа неодушевленных существительных (см. таблицу). Что же делать в этом случае?

ЭТО ВАЖНО!  Подобные ситуации возникают только с неодушевленными существительными, так как вопросы И. п. и В. п. одушевленных существительных различаются: И. п КТО? В. п.КОГО?

Рассмотрим, как нужно рассуждать при определении падежа в таких случаях.

Варианты определения

НУЖНО ЗНАТЬ! При возникновении подобных сложностей, исследуемые слова нужно рассматривать только в контексте.

Рассмотрим несколько способов при определении падежа слова «краски» в предложении: «Мальчик принес краски.»

Во-первых

  • Отмечаем, что это неодушевленный предмет.
  • Находим слово, от которого нужно ставить вопрос.

                     Принес (что?) → краски.

Здесь нужно знать, что слова в И. п. называют лицо или предмет, который выполняет действие (в данном предложении — это «мальчик», который «принес»). А слова в В. п. называют лицо или предмет на который направлено действие (принес краски).

ВЫВОД: слово «краски» стоит в винительном падеже.

Во-вторых

  • Определяем члены предложения.

                     (Кто?) → мальчик → подлежащее.

                     Мальчик (что сделал?) → принес → сказуемое.

                     Принес (что?) → краски → дополнение.

Слова в именительном падеже в предложении выступают в роли главных членов, а слова в косвенном падеже — в роли второстепенных членов предложения.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД: слово «краски» имеет форму винительного падежа.

В-третьих

А теперь самый простой, на наш взгляд, способ.

  • Заменяем в предложении слово «краски» на любое одушевленное существительное, например «кот».

                     Мальчик принес  кота.

Мы понимаем, что слово «кота» отвечает на вопрос КОГО? А значит — это точно винительный падеж!

ВЫВОД: нет сомнений — падеж слова «краски» — винительный.

ЭТО ВАЖНО. Вы должны не забывать, что у винительного падежа может быть предлог, а у именительного не бывает предлогов.

                     Мальчик опустил кисть в краски.

В таких случаях сразу можно быть уверенным, что слово «краски» имеет форму винительного падежа.

При определении падежной формы слов не забываем пользоваться словами-помощниками.

Определить падежи легко

Потренируемся?

Определите падеж выделенных слов.

                     Нам подвернулся выгодный вариант обмена. Мы искали выгодный вариант.

                     Мы очень берегли выданные учебники. Учебники содержали всю необходимую информацию.

                     Пираты на огромных кораблях избороздили все моря. Не все моря находятся в южном полушарии.

                     Телевизор работал всю ночь. Мама выключила телевизор.

                     Специально для праздника питомник выращивает елочки. Красивые елочки украсили наш праздник.

                     Вертолет приземлился на необитаемом острове. Наш вертолет вел опытный летчик.

                     Я положил телефон в задний карман куртки. Мой телефон звонил уже две минуты.

                     Горы поднимались до самых облаков. Туристы увидели самые высокие горы.

Дополнительные материалы

Видеоурок

Если у Вас остались вопросы, можете оставить их в комментариях под статьей и наш эксперт даст подробный ответ.

Спасибо, что проголосовали!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: